НАШ ОПЫТ
Производитель обрабатывающего оборудования
Опубликовано 27 мая
Видение ситуации собственника бизнеса:
- компания как-то выбилась из рынка, не оторвалась, а именно выбилась;
- существует устойчивая тенденция снижения прибыли;
- как-то разбалансировались связи с партнерами компании.
Объяснение:
- то оборудование, на которое раньше приходились основные заказы, теперь заказывается в значительно меньшем объеме, а оборудование, на которое существует спрос, компании производить не интересно;
- частично в спаде заказов вина отдела продаж: работа ведется как-то инертно и неубедительно;
- затратная часть последние 15 месяцев продолжает увеличиваться, в то же время зарабатываемая предприятием прибыль снижается;
- покупатели все чаще хотят получать оборудование с нашей отсрочкой платежа, однако у нас такой возможности нет, мы не банк;
- загрузка производственных мощностей боле чем на 30% ниже уровня начала 2014 года.
Ситуация оказалась в точности такой, как была описана собственником бизнеса: компания действительно выпала из рынка.
Причин тому много:
- отсутствие стратегии развития предприятия с проработанными сценариями развития ситуации;
- отсутствие общего вектра стратегического развития предприятия;
- система управления предприятием работает в очень "общем" виде и не дает полного представления собственнику бизнеса и ТОП-менеджменту о состоянии предприятия;
- отсутствие маркетинговых ресурсов предприятия хотя бы в упрощенном виде. Ориентации на рынок и потребителей нет в принципе;
- отсутствие устойчивой и конкретной "обратной связи" с заказчиками и партнерами;
- откровенно слабый потенциал опытно-конструкторского отдела (при высоком уровне инженерно-технических специалистов !);
- большей частью устаревшая технологическая база предприятия, что часто не позволяет брать рентабельные заказы;
- отсутствие службы по работе с заказчиками (пуско-налодочные, ремонтно-восстановительные работы, модернизация поставленного оборудования, обучение представителей заказчика работе на оборудовании вне поля деятельности компании);
- отсутствие службы (специалиста) по развитию рынков;
- отсутствие сколь-либо ощутимых усилий по продвижению компании и предлагаемых услуг в он-лайн и оф-лайн пространстве;
- отсутствие системы обучения и повышения квалификации персонала компании;
- отсутствие системы аттестации персонала;
- отсутствие на предприятии системы мотивации как таковой (существует система "зарплата + премия");
- не оптимально построенная коммерческая политика и система ценообразования;
- отсутствие должного планирования в разрезе года, полугодия, квартала, месяца в разрезе проектов (заказов), поступления и расходования средств, закупок, транспортной логистики, загрузки производства;
- и прочее.
- переработана ситема управления предприятием (система планирования, отчетность, регламенты, сверки и корректировки, бюджетирование и др.);
- произведено угубленное изучение заказчиков (и заказов) с целью их систематизации и выделения наиболее перспективных направлений работы;
- оценен потенциал предприятия с т.з. оказания дополнительных услуг потенциальным заказчикам (пуско-наладочные работы, обучение, модернизация
- разработаны стратегические планы и стратегия развития на ближайшие три года;
- произведены изменения в организационно-штатной структуре предприятия: появилось маркетинговое подразделение с полным набором функциональных обязанностей (исследования, развитие, новые продукты, ценообразование, связь с потребителеями и т.п.);
- начали усиливать новыми специалистами отдел опытно-конструкторских разработок (ОКР);
- запустили процесс изучения и оценки технологического оборудования для переоборудования предприятия. Параллельно начали искать потенциальных покупателей заменяемого оборудования;
- переработали основные бизнес-процессы производства;
- "включили" "обратную связь" с действующими заказчиками и старыми заказчиками, которые по тем или иным причинам заказы не размещают;
- переработали систему ценообразования, сделав ее дифференцированной в зависимости от условий приобретения;
- внедрена CRM-система в отделе продаж и отделе маркетинга;
- в подразделении продаж произведено распределение и закрепление территорий между менеджерами (по федеральным округам): теперь каждый менеджер отвечает и занимается развитием своего федерального округа;
- разработано и начато внедрение привлечения перспективных заказов с целью дополнительной загрузки производства, которое выделено в отдельное направление;
- внедрены регламенты обмена информацией между сотрудниками и подразделениями;
- разработана система работы с персоналом (найм, оценка, повышение квалификации по основной специальности, обучение дополнительным специальностям, аттестация персонала, ротация персонала);
- начата разработка т.н. "корпоративного университета" - основного внутреннего ресурса компании для получения сотрудниками информации, повышения квалификацией и обмена знаний;
- разработана и внедрена система мотивации персонала;
- и многое другое.
Интересные люди, консалтеры: они находят грибы у тебя под ногами, хотя ты их там уже искал...
Честно говоря, не был до конца уверен в том, что кто-то со стороны придет и сможет реально (!) помочь (т.е. не столько советом, а реальным делом). Все-таки для того, чтобы понимать бизнес, нужно "вариться" в нем не один год.
То состояние, до которого мы дошли, возникло "от хорошей жизни": всего хватало и постепенно перестали особо смотреть по сторонам. За что и поплатились выпадением из рынка.
Иллюзий того, что работа над ошибками произойдет быстро не было. Но также и не был готов к тому, что столько времени и сил займут вопросы по изучению состояния предприятия - кажется, что за все время работ перекопали все и всех по всем направлениям. Тем не менее результат, как и просчеты, начал видеть уже месяца через три.
Сам процесс работ лично для меня казался чрезвычайно полезным: смог понять "что есть", "как надо и почему так". Опыт бесценный. В обычной жизни так вот мало кто придет и чему-то научит. Положительный опыт получил и наш менеджмент, это и по моим ощущениям, и по отзывам.
Конечно, нужно было озаботиться подобными работами много раньше, но все ждали что "вот-вот само исправится". Не исправилось, а положение только объективно ухудшилось. Но, как говорится, лучше поздно.
Всеми сделанными работами доволен. С одной стороны мы поняли свои ошибки на всех уровнях управления, с другой стороны поняли что и как нужно делать (и уже начали делать), увидели перспективы. Один из самых сложных моментов - система мотивации: не все готовы работать на результат, ну, да ничего, переживем.
Спасибо за сделанное! Сотрудничество продолжим обязательно.
С уважением,
С.Н.
Наш комментарийРабота на предприятии была непростой: одновременно нужно было и разбираться с предприятием, и изучать рынок компании, и заниматься прочими культ-просвет работами. Однозначно понравилось то, насколько в процесс удалось вовлечь собственника бизнеса, ТОП-менеджмент и линейных руководителей. Тот редкий (для нас) случай, когда телега подгоняла лошадь. Говоря иными словами, заинтересованность в результате была всесторонняя и мы это ощущали ежечасно. Это очень и очень приятно и в том числе это позволит предприятию не только выжить, но и развиваться.