Logo2
No_home

НАШ ОПЫТ

Опубликовано 27 мая

Проблема/задача

Видение ситуации собственника бизнеса:

  • компания как-то выбилась из рынка, не оторвалась, а именно выбилась; 
  • существует устойчивая тенденция снижения прибыли; 
  • как-то разбалансировались связи с партнерами компании.

Объяснение:

  • то оборудование, на которое раньше приходились основные заказы, теперь заказывается в значительно меньшем объеме, а оборудование, на которое существует спрос, компании производить не интересно;
  • частично в спаде заказов вина отдела продаж: работа ведется как-то инертно и неубедительно; 
  • затратная часть последние 15 месяцев продолжает увеличиваться, в то же время зарабатываемая предприятием прибыль снижается;
  • покупатели все чаще хотят получать оборудование с нашей отсрочкой платежа, однако у нас такой возможности нет, мы не банк;
  • загрузка производственных мощностей боле чем на 30% ниже уровня начала 2014 года.
Диагностированная ситуация

Ситуация оказалась в точности такой, как была описана собственником бизнеса: компания действительно выпала из рынка.

Причин тому много:

  • отсутствие стратегии развития предприятия с проработанными сценариями развития ситуации;
  • отсутствие общего вектра стратегического развития предприятия;
  • система управления предприятием работает в очень "общем" виде и не дает полного представления собственнику бизнеса и ТОП-менеджменту о состоянии предприятия; 
  • отсутствие маркетинговых ресурсов предприятия хотя бы в упрощенном виде. Ориентации на рынок и потребителей нет в принципе;
  • отсутствие устойчивой и конкретной "обратной связи" с заказчиками и партнерами;
  • откровенно слабый потенциал опытно-конструкторского отдела (при высоком уровне инженерно-технических специалистов !);
  • большей частью устаревшая технологическая база предприятия, что часто не позволяет брать рентабельные заказы;
  • отсутствие службы по работе с заказчиками (пуско-налодочные, ремонтно-восстановительные работы, модернизация поставленного оборудования, обучение представителей заказчика работе на оборудовании вне поля деятельности компании);
  • отсутствие службы (специалиста) по развитию рынков;
  • отсутствие сколь-либо ощутимых усилий по продвижению компании и предлагаемых услуг в он-лайн и оф-лайн пространстве;
  • отсутствие системы обучения и повышения квалификации персонала компании;
  • отсутствие системы аттестации персонала;
  • отсутствие на предприятии системы мотивации как таковой (существует система "зарплата + премия");
  • не оптимально построенная коммерческая политика и система ценообразования;
  • отсутствие должного планирования в разрезе года, полугодия, квартала, месяца в разрезе проектов (заказов), поступления и расходования средств, закупок, транспортной логистики, загрузки производства;
  • и прочее.
Результат работы
  • переработана ситема управления предприятием (система планирования, отчетность, регламенты, сверки и корректировки, бюджетирование и др.);
  • произведено угубленное изучение заказчиков (и заказов) с целью их систематизации и выделения наиболее перспективных направлений работы;
  • оценен потенциал предприятия с т.з. оказания дополнительных услуг потенциальным заказчикам (пуско-наладочные работы, обучение, модернизация
  • разработаны стратегические планы и стратегия развития на ближайшие три года;
  • произведены изменения в организационно-штатной структуре предприятия: появилось маркетинговое подразделение с полным набором функциональных обязанностей (исследования, развитие, новые продукты, ценообразование, связь с потребителеями и т.п.);
  • начали усиливать новыми специалистами отдел опытно-конструкторских разработок (ОКР);
  • запустили процесс изучения и оценки технологического оборудования для переоборудования предприятия. Параллельно начали искать потенциальных покупателей заменяемого оборудования;
  • переработали основные бизнес-процессы производства;
  • "включили" "обратную связь" с действующими заказчиками и старыми заказчиками, которые по тем или иным причинам заказы не размещают;
  • переработали систему ценообразования, сделав ее дифференцированной в зависимости от условий приобретения;
  • внедрена CRM-система в отделе продаж и отделе маркетинга;
  • в подразделении продаж произведено распределение и закрепление территорий между менеджерами (по федеральным округам): теперь каждый менеджер отвечает и занимается развитием своего федерального округа;
  • разработано и начато внедрение привлечения перспективных заказов с целью дополнительной загрузки производства, которое выделено в отдельное направление;
  • внедрены регламенты обмена информацией между сотрудниками и подразделениями;
  • разработана система работы с персоналом (найм, оценка, повышение квалификации по основной специальности, обучение дополнительным специальностям, аттестация персонала, ротация персонала); 
  • начата разработка т.н. "корпоративного университета" - основного внутреннего ресурса компании для получения сотрудниками информации, повышения квалификацией и обмена знаний;
  • разработана и внедрена система мотивации персонала; 
  • и многое другое.
Отзыв

Интересные люди, консалтеры: они находят грибы у тебя под ногами, хотя ты их там уже искал...

Честно говоря, не был до конца уверен в том, что кто-то со стороны придет и сможет реально (!) помочь (т.е. не столько советом, а реальным делом). Все-таки для того, чтобы понимать бизнес, нужно "вариться" в нем не один год.

То состояние, до которого мы дошли, возникло "от хорошей жизни": всего хватало и постепенно перестали особо смотреть по сторонам. За что и поплатились выпадением из рынка.

Иллюзий того, что работа над ошибками произойдет быстро не было. Но также и не был готов к тому, что столько времени и сил займут вопросы по изучению состояния предприятия - кажется, что за все время работ перекопали все и всех по всем направлениям. Тем не менее результат, как и просчеты, начал видеть уже месяца через три.

Сам процесс работ лично для меня казался чрезвычайно полезным: смог понять "что есть", "как надо и почему так". Опыт бесценный. В обычной жизни так вот мало кто придет и чему-то научит. Положительный опыт получил и наш менеджмент, это и по моим ощущениям, и по отзывам.

Конечно, нужно было озаботиться подобными работами много раньше, но все ждали что "вот-вот само исправится". Не исправилось, а положение только объективно ухудшилось. Но, как говорится, лучше поздно.

Всеми сделанными работами доволен. С одной стороны мы поняли свои ошибки на всех уровнях управления, с другой стороны поняли что и как нужно делать (и уже начали делать), увидели перспективы. Один из самых сложных моментов - система мотивации: не все готовы работать на результат, ну, да ничего, переживем.

Спасибо за сделанное! Сотрудничество продолжим обязательно.

С уважением,

С.Н.

Наш комментарийРабота на предприятии была непростой: одновременно нужно было и разбираться с предприятием, и изучать рынок компании, и заниматься прочими культ-просвет работами. Однозначно понравилось то, насколько в процесс удалось вовлечь собственника бизнеса, ТОП-менеджмент и линейных руководителей. Тот редкий (для нас) случай, когда телега подгоняла лошадь. Говоря иными словами, заинтересованность в результате была всесторонняя и мы это ощущали ежечасно. Это очень и очень приятно и в том числе это позволит предприятию не только выжить, но и развиваться.

ВНИЗ ВВЕРХ