НАШ ОПЫТ
Производственная компания промышленного сектора
Опубликовано 05 марта
Видение ситуации директора:
- компании чего-то не хватает, где-то мы не так и не то делаем наверное: объемы заказов не стабильны и с постепенно уменьшающейся рентабельностью, иногда производство загружено менее, чем наполовину;
- все чаще случаются провалы по финансам, когда нет средств на выполнение очередного заказа ввиду того, что задерживаются средства за ранее выполненные;
- люди ждут каких-то прибавок к зарплате или индексации какой-то, но денег на это нет. Чувствую недовольство коллектива.
Начальные договоренности не предполагали наше полное вхождение в бизнес компании и полноценную работу. Видение руководителя предприятия было таково, что нужно, чтобы кто-то оценил обстановку и дал рекомендации. По мере работы весм сторонам процесса стало понятно, что "просто показать язык" самочувствие не улучшит. Тому было достаточное количество обоснований, как-то:
- формально работающая система управления предприятием с явным перекосом в сторону управления финансами;
- отсутствие мотивации производственного персонала;
- отсутствие ПРАВИЛЬНОЙ мотивации подразделения продаж;
- отсутствие мотивации подразделения закупок;
- отсутствие формализованных бизнес-процессов;
- слабая управляемость производства;
- отсутствие в команде топ-менеджеров, которым можно было бы поручить решение задач по перезапуску бизнеса;
- отсутствие должного контроля за деятельностью подразделения продаж и закупок.
Основные моменты, которые сгруппировались в существующую проблему компании:
- Отсутствие формализованных правил работы одела продаж. Как следствие - "скидки с барского плеча", отсутствие прописанных механизмов определения маржинальности каждого продукта (заказа), неконтролируемая дебиторка, отсутствие обратной связи с клиентами;
- Отсутствие мотивации и контроля за деятельностью отдела закупок, соответственно, "упрощенный" вариант работы этого отдела, который всегда приводит к увеличению стоимости сырья и материалов;
- Отсутствие формализованного порядка управления производством (планы и их выполнение, стадии готовности заказов, склад готовых изделий и заготовок, запасы и заказы сырья и материалов, ППР, учет рабочего времени, учет (сырья, материалов, отхода и брака), управление персоналом на производстве и многое другое);
- Нестабильная работа производства, что часто приводило к браку и срыву сроков выполнения заказов;
- Отсутствие нацеленности отдела продаж на эффективную работу, общая техническая безграмотность продающего персонала.
Основные поризведенные работы:
- произведены кадровые перестановки и назначения на производстве, изменена организационно-штатная структура производства;
- произведено перераспределение функциональных обязанностей топ-менеджмента;
- разработана формализованная система управления производством (планирование производства, запасы, закупки, готовая продукция и заготовки, брак и отходы, заказы и их прохождение);
- введено зонирование на производстве;
- введен т.н. "бегунок" или заказ-наряд для упрощения внутренних процедур учета и контроля выполнения заказов и текущей работы;
- формализована работа по управлению персоналом (мотивация персонала, учет отработанного времени, начисления з/п, премий и штрафов, аттестация, обучение и ротация);
- сокращены некоторые участки производства с передачей их функций сторонним производствам ввиду их экономической нецелесообразности;
- составлен план-график ППР, сформирован штат сотрудников, отвечающий исключительно за эту работу, с соответствующей мотивацией;
- внесены коррективы (точнее - оказана реальная помощь) специалистам отдела контроля качества;
- разработан план обучения и аттестации персонала коммерческого отдела;
- формализован механизм и процедуры позаказного ценообразования для коммерческого отдела. Разработана система мотивации коммерческого отдела;
- формализована работа отдела закупок (заявки, регламенты, согласование, обоснование, правила поддержания запасов и др.);
- заведены процедуры получения обратной связи от партнеров и заказчиков (с ее отражением в системе мотивации персонала);
- прочие работы, способствовавшие улучшению эффективности работы производства.
Считал, что достаточно, чтобы кто-то изучил наше предприятие и указал на ошибки, а дальше мы уж как-то сами. Но оказалось, что что-то взвалить могу только на себя, а тот объем работ, который было необходимо реализовать после аудита, я понял, что не потяну в принципе. Так что пришлось вплотную привлекать наших консультантов для полноценной работы. Результатом доволен и я, и большинство сотрудников, что для меня даже неожиданно. Нужно было все запустить много раньше, но думал, что как-то само все сложится и наладится. И еще думал, что подобные работы занимают куда меньше времени, чем получилось. Но зато ни у кого не было ощущения, что нас куда-то гонят, куда мы не знаем. Может, оно так и должно быть.
Наш комментарийСистема управления производственной компании - важнейшая составляющая ее работы. Чем правильнее она выстроена, функционирует и контролируется, тем эффективнее работа. Перераспределение обязанностей и делегирование полномочий - хороший способ не пытаться все взваливать на себя. Да, идеальных сотрудников нет, но нужно пытаться их таковыми сделать доступными руководителю методами и инструментами.