Новости
Новости за 2015 год
22
апреля
01
мая
08
июня
14
июля
25
августа
01
сентября
10
ноября
Работа с торговыми сетями: а стоит ли?
Опубликовано 17 июня
Не откладывай на завтра то,
что можешь продать сегодня.
«Народная мудрость»
Плюсы и минусы сетевой торговли
или несколько слов о том стоит ли складывать яйца в одну корзину.
Написание этой статьи продиктовано набившими оскомину и постоянно встречающимися ошибками, совершаемыми производителями и дистрибьюторами различных товаров в ходе проведения консалтинговых работ. Соответственно, цель статьи – разобрать ошибки и показать возможности и угрозы непонимания и просчетов в оптовой торговле вообще и торговле с сетевой розницей в частности.
Оговорка №1: речь пойдет исключительно о товарах, не относящихся к сегменту премиум.
Оговорка №2: большей частью статья касается работы с торговыми сетями федерального уровня.
Понимая популярность и значимость современной сетевой торговли, все разумные производители и дистрибьюторы самых различных товаров все активнее стремятся к сотрудничеству с федеральными и региональными сетями магазинов. Это понятно и в этом есть логика:
- Сеть может способствовать популяризации брендов;
- Сеть может способствовать собственно выводу бренда на региональный или федеральный рынок;
- Сеть может потенциально давать значительный объем продаж;
- Заказы сетевых клиентов помогают дополнительно загрузить производственные мощности, а это, в свою очередь, способствует снижению себестоимости единицы продукции;
- Увеличение объема продаж дает т.н. «эффект масштаба»: чем больше компания закупает сырья и материалов, тем, как правило, они обходятся дешевле.
А они таковы:
- Необходимость содержать обученный работе с сетевыми клиентами персонал (менеджеры по продажам, склад);
- Необходима опредленная «подстроенность» товарно-учетной системы компании-поставщика под требования о предоставлении документов сетевых клиентов;
- Необходимо стикерование поставляемых товаров согласно требований сетевых клиентов;
- Необходима отлаженная транспортная логистика для осуществления поставок товаров на РЦ (распределительный центр) торговых сетей;
- Необходимо будет перестраивать имеющиеся бизнес-процессы компании и отдавать приоритет в работе с сетевыми клиентами;
- Необходима выверенная ценовая политика в федеральном масштабе: сети, как правило, занимаются регулярным ценовым мониторингом позиций, заведенных в товарную матрицу;
- Необходимо постоянное и всемерное поощрение (согласно контрактов) сетевых клиентов за самые различные действия (за особое расположение, за достижение объема продаж, за ввод SKU в матрицу сетей и т.п.);
- Необходимо проявление рекламной активности (внутри каждой сети): акции, промо-мероприятия, размещение рекламных модулей в сетевой прессе и т.п.;
- Возможность получать возврат товаров по самым различным поводам: от истечения срока реализации и до возврата по причине плохих продаж;
- Необходимость кредитовать поставки своих товаров сетевым клиентам на срок от 40 до 90 дней.
И напоследок некоторые «незадокументированные» нюансы, часть из которых является следствием выше изложенных:
- Невозможно точно просчитать потенциал каждой сети (оборот, прибыль) и спрогнозировать потенциальные расходы;
- Сети, как правило, не берут каких-либо обязательств (планов) по продажам: они декларируют возможности;
- Невозможно точно просчитать точку безубыточности по каждому из сетевых клиентов;
- Условия сотрудничества ежегодно могут только ужесточаться для поставщика.
Как видно, нюансов, и это только основные, набралось не мало. Если Вы все прочитали внимательно, то Вы должны сделать следующие правильные выводы:
1) Работать только с сетевыми клиентами – удовольствие дорогое и, зачастую, неопределенное;
2) Рассчитывать на прибыльную прогнозируемую работу с сетевыми клиентами с первого года сотрудничества – верх оптимизма;
3) Организация должна иметь соответствующие (кадровые, логистические, сырьевые, финансовые и др.) возможности для работы с сетевыми клиентами;
4) Необходимо иметь некий противовес работе с сетевыми клиентами.
Если говорить о «противовесах» сетевых клиентах, то они очевидны:
- Традиционная торговля (обычные, несетевые магазины);
- Оптовая торговля (дилеры, дистрибьюторы, оптовые покупатели, поставки на экспорт);
- Собственная розница (сеть);
- Он-лайн торговля (как собственная, так и партнерская);
- Работа с сетями по privat label (частная марка торговой сети. Поставки осуществляются согласно более-менее твердых контрактов и их можно как-то прогнозировать). В случае контрактации по privat label стоит быть готовым к ощутимо меньшей рентабельности продаж.
Успехов Вашему бизнесу!