Наши услуги
ЮРИДИЧЕСКИЙ консалтинг
- Юридический консалтинг и юридический аудит: задачи и цели;
- Анализ уставной и договорной документации организации. Проверка дисциплины и процедуры прохождения и ведения документации;
- Анализ вторичной документации с контрагентами;
- Изучение финансово-договорных отношений с контрагентами;
- Изучение и анализ оформления трудовых отношений с персоналом;
- Анализ документарных отношений с органами государственной власти: ИМНС, суды различной юрисдикции, фонды и др.;
- Возврат НДС (возмещение НДС);
- Налоговые споры;
- Представительство в суде;
- Взыскание задолженности.
Юридический консалтинг
Деятельность организации в области права – деятельность важная и обязательная.
Задача сотрудников юридической службы - обеспечение юридической безопасности организации, минимизация последствий санкций со стороны контролирующих, фискальных, правоохранительных и судебных органов власти, а также со стороны хозяйствующих субъектов и частных лиц (включая сотрудников организации).
Соответственно, проводя юридический консалтинг и юридический аудит организации наши специалисты проверяют полноту выполнения специалистами юридической службы данных функций и их эффективность.
При грамотной работе юридического отдела организация получает еще и регламенты работы сотрудников в отношение прохождения входящей и исходящей документации, что с одной стороны упорядочивает данную работу, а с другой стороны позволяет обеспечить всестороннюю проработку договорных и иных документов благодаря участию в процедуре согласований представителей всех служб компании.
Чтобы было понятно,о чем речь, приведем пример.
В организациях практикуется два способа прохождения, например, входящей договорной документации:
В первом варианте предполагается, что юрист организации должен быть «семи пядей»: все понимать, во всем разбираться и обо всем догадываться. Заметим: такое бывает крайне редко. Соответственно, качество проработки договорной документации в данном случае в принципе не может быть безукоризненным. Как вариант - документ может неоднократно возвращаться по вполне понятным причинам.
Второй вариант проработки документации принципиально иной: документ после «входа» в организацию рассылается всем заинтересованным (влияющим) службам для его изучения и выработки предложений по его корректировке. Юридическая служба, соответственно, работает уже с готовыми предложениями, облекая их в правильную юридическую форму и внося свои правки в документ. Итоговый документ отправляется в печатном виде для визирования руководителями участвующих подразделений, а также отвечающего за отношения с контрагентом менеджером. Визируется только один вариант документа (вариант организации). После визирования сотрудниками документ в двух (если не принято в организации иное) экземплярах поступает на утверждение и визирование руководителю организации. После этого документы получают оттиски печати организации и передаются отвечающему менеджеру.
Понятно, что данный вариант проработки входящей договорной документации весьма общий, в каждой организации могут быть свои нюансы, однако общая схема остается именно такой.
Преимущества второго варианта проработки документа очевидны:
- более детальная и действительно всесторонняя проработка,
- более оперативная работа (особенно – если заведен временной регламент проработки в организации),
- все подразделения становятся «в курсе» данного договора, невозможно будет "включить" всем хорошо знакомое «не знал – забыл – потерял»,
- персональная ответственность подписантов за принятые решения.
Имеющийся опыт работы показывает, что проработка документов по первому варианту всегда для организации ущербна и всегда имеет различные негативные последствия, перечислять которые нет смысла. Особенностью работы производственных предприятий в части прохождения документации является то, что в обязательном порядке договорная документация (Приложения, Спецификации и т.п.) должна прорабатываться доверенными техническими специалистами на предмет сопоставления заявленных характеристик с техническими и технологическими возможностями производства, возможной производительностью и загруженностью. В противном случае может оказаться так, что организация примет обязательства, превышающие ее возможности.
Пример из практики, касающийся проведения юридического консалтинга:
Заказчик работ: Крупная Московская организация, занимающаяся крупнооптовыми поставками и дистрибуцией известных брендов одежды и нижнего белья.
Анонсированная руководителем организации проблема: налоговая проверка выявила отсутствие многих договоров. Попытка выяснить принадлежность клиентов конкретным менеджерам ни к чему не привела. Помимо отсутствия договоров выяснилось, что договора «не беспроблемные».
Объяснение проблемы: есть ощущение, что все отделы работают сами по себе, и каждый отдел интересует только то, что внутри отдела, результаты деятельности компании в целом, кажется, интересуют только меня.
Диагностированная ситуация:
- процедуры документооборота в организации не отработаны и не закреплены в виде бизнес-процесса;
- ответственность за исполнения договоров, их наличие, подтверждение легитимности контрагентов и своевременное продление или перезаключение договоров не несет никто (!), только если кто-то вспомнит или если попросит клиент;
- полная уверенность сотрудников отдела продаж в том, что все, что касается договоров, - это их не касается «…вон есть юрист, он пусть и отвечает);
- примерно аналогичная позиция со стороны бухгалтерии организации, что, однако, совсем мало понятно.
Краткий результат работы:
- прописали процедуры прохождения договорной и иной документации в организации,
- разработали и внедрили систему мотивации для менеджеров,
- провели ревизию договорной документации в организации, составили реестр договоров (и приложений) в электронном виде,
- провели аудит задолженностей контрагентов и сопоставили с имеющейся договорной документацией на предмет ее (задолженности) возвратности и невозвратности,
- запустили процедуры досудебного и судебного возвраты дебиторской задолженности.
Озвученные проблемы организации были решены, однако были вскрыты другие, которые также начали решать. По результатам работы нам было сделано предложение принять на аутсорсинг юридическое направление деятельности организации.
Помимо вышеперечисленного, настоятельно рекомендуем проведение юридического аудита в случае принятия решения относительно возврата НДС. Объяснение тому простое: первым шагом в работе по возврату НДС необходимо оценить состояние ВСЕЙ документации организации за весь период, по которому будет производиться возврат НДС. Понятно, что оценка состояния документации производится как с юридической точки зрения, так и с точки зрения полноты и правильности оформления бухгалтерской документации, которое производится нашими специалистами по налоговому консалтингу. Подробнее о специфике возмещения НДС можно прочитать здесь.
Как правило, работа по возврату НДС – работа комплексная и требует привлечения и самого активного участия сотрудников службы бухгалтерии и юридической службы организации даже в том случае, если решение этого вопроса делегировано сторонней организации. Крайне желательно эту работу дополнительно оплачивать штатным сотрудникам ввиду того, что, по сути, она является дополнительной.
Наличие сильной юридической службы, как правило, является прерогативой крупных предприятий. Это связано как с финансовой стороной вопроса (опытные юристы стоят на рынке весьма и весьма недешево), так и с кадровой – не всегда удается в регионе дислокации организации найти квалифицированных сотрудников с желаемым опытом работы по специальности.
Налоговые споры, представительство интересов организации в суде, возврат НДС, проработка договорной документации, взыскание задолженности – это неполный перечень направлений деятельности, на которых крайне желательно иметь знающих опытных людей. Эффективность работы на этих направлениях будет выражаться в «отыгранных» суммах и общей финансовой устойчивости организации.
Сотрудники нашей организации имеют обширную юридическую практику в области хозяйственного права по самым разным вопросам: от налоговых споров и до банкротств в судебном порядке. Имеется немалое количество судебных разбирательств, которыми занимались наши сотрудники, вошедших в базы «Консультант» и «Гарант» в качестве прецедентов в судебной практике. Поверьте, это о чем-то говорит!
Понравилась статья?
Порекомендуйте ее знакомым.