Новости
Новости за 2013 год
18
июня
31
июля
03
сентября
Владелец бизнеса VS ТОП-менеджер
Опубликовано 03 сентября
Владелец бизнеса VS ТОП-менеджер
Поводом написания статьи стало недавно прочитанная информация на просторах интернета о том, что, дескать, собственник бизнеса – лучший управленец. Статья и, даже, сама информация, что называется "задела за живое". По этой причине есть желание данной статьей не то чтобы дать ответ, а, скорее отобразить свою точку зрения.
Автор статьи, последние два десятка лет занимается исключительно управлением самыми различными бизнесами: вначале управлением подразделениями, а затем и генеральным управлением. Соответственно, имеется некоторое представление о понятии «эффективность» и с чем его едят.
Спору нет, более заинтересованного человека в организации, чем является собственник бизнеса, за очень большим исключением не найти. Оно и понятно: собственник бизнеса имеет тройственную мотивацию:
1) Не потерять (активы, ноу-хау, торговые марки, технологии, клиентскую базу, партнеров по бизнесу, фирменное наименование компании, имидж бизнеса и собственный имидж успешного бизнесмена),
2) Заработать прибыль,
3) Развить компанию.
Любой же наемный ТОП-менеджер, как понимаете, имеет мотивацию, сильно отличающуюся от этой:
1) Не потерять должность (уровень должности),
2) Не потерять зарплату и определенный уровень материального дохода вообще,
3) Не потерять уровень профессиональной пригодности,
4) Не потерять свое доброе имя и, соответственно, доверия,
5) Не потерять работу вообще.
Невооруженным взглядом видно, что вектор мотивации явно различный и этому невозможно возразить.
Необходимо также отметить и тот значимый факт, что бизнес на несколько порядков больше зависит от своего владельца, чем от наемных ТОП-менеджеров: по опыту, если что-то случается с владельцем бизнеса, бизнес в скорости сходит "на нет". Чего нельзя сказать относительно случаев, когда бизнес покидает один из ТОП-менеджеров: да, часто уход ощутим в негативном плане для бизнеса, но не убийственен.
Обобщая имеющийся опыт работы, попытаемся взвесить все «за» и «против» в данном вопросе.
=Владелец бизнеса=
Его неоспоримые преимущества. ПЯТЬ «ЗА»:
1) В подавляющем большинстве случаев он лучше всех знает свой бизнес (знает изнутри) в самых мелких деталях;
2) В состоянии быстро принимать ответственные управленческие решения (ввиду того, что отвечает только перед самим собой);
3) Как правило более рискован в управлении финансами, когда решения принимаются им самостоятельно;
4) Имеет разносторонние (как формальные, так и не формальные) связи, которые часто помогают бизнесу (с представителями бизнеса, чиновниками и пр.);
5) Имеется опыт нахождения выхода из самых различных ситуаций и решения самых непростых бизнес-вопросов.
Наиболее типичные недостатки. ПЯТЬ "ПРОТИВ":
1) Как правило отсутствует опыт работы в прочих бизнесах на различных позициях. Соответственно некоторые очевидные вопросы для него не очевидны. Какие-то моменты в работе в состоянии для себя «открывать»;
2) Если высшее образование и есть, то, почти без исключения, никакого обновления уровня знаний не происходит. В отдельных случаях заставляет себя посетить трехдневные курсы для нахождения ответов на нужные вопросы (персонал организации ничего не знает, кругом бездари и незнайки);
3) Определенные действия носят заведомо рисковый характер. Это относится как к распоряжению финансами (мои деньги, имею право), так и к другим вопросам: новые продукты, новые рынки, новый способ работы, новые оборудование и технологии и т.п.;
4) Ввиду не подотчетности и тому, что его действия в большинстве случаев не контролируются (я сам знаю что и как делать), деятельность его далеко не всегда является эффективной;
5) В подавляющем большинстве случаев не готов работать в бизнесе по каким-то разработанным правилам (временной регламент, бизнес-процессы, отчетность, согласование действий, определенная формализация деятельности и отношений и др.).
+ + + + +
=Наемный ТОП-менеджер=
Его неоспоримые преимущества. ПЯТЬ "ЗА".
1) Имеется опыт работы в совершенно разных бизнесах. Соответственно, есть определенный кругозор, умение работать (именно выполнение процессов), есть понимание того как устроен и работает бизнес;
2) Переходя из бизнеса в бизнес в состоянии привносить в новый для себя бизнес что-то новое, что работало в прочих бизнесах;
3) Как правило, имеется как «базовое» высшее образование, так и дополнительное (после вузовское): MBA, курсы, тренинги и прочее. Соответственно, уровень знаний, навыков и умений постоянно расширяется и совершенствуется;
4) Умение работать в общей системе управления бизнесом: регламенты, отчетность, процессы, документооборот, должностные инструкции, система подчиненности и т.п.
5) Какие-то решения принимает, основываясь на опыте работы и имеющихся знаниях. Важные решения принимает коллегиально, либо, согласовав.
Наиболее типичные недостатки. ПЯТЬ "ПРОТИВ".
1) Работа подвержена определенной бюрократизации, что может определенные решения делать либо не своевременными, либо не эффективными;
2) Зачастую мотивация для него означает «стабильность во всем», что в непосредственной деятельности приводит к подходу «как бы чего не вышло»;
3) Нередко некоторые решения (и деятельность) принимаются не «во благо», а «вопреки», на основе мелкособственнических интересов или в угоду кому-либо (чему-либо);
4) Не редки случаи, когда ТОП в состоянии только филигранно считать свои собственные деньги, но при этом не разбираться в элементарных вопросах, касающихся финансов компании (пусть даже в его обязанности управление финансами и не входит). Соответственно, это пример водителя автомобиля, который не знает устройство автомобиля со всеми вытекающими последствиями;
5) Как только в организации становится сложно или задувает «ветер перемен», велик риск того, что человек пойдет по самому простому пути – покинет бизнес.
Если у Вас есть свои соображения по данному вопросу, прошу их высказать, воспользовавшись формой обратной связи.
Автор: Ю.М.